История резных икон - "иконы на рези"

Главикона.ру +++++
07.09.2018

Дерево в православном искусстве.

С давних времен и на протяжении многих столетий, дерево всегда считалось благородным материалом, из которого делали все, или практически все для дома, а именно - посуду, различные украшения, домашнюю утварь и многое, многое другое. Все деревянные изделия, всегда отличались хорошим качеством и прочность, поэтому при надлежащем и правильном уходе за деревянными поделками, они могут служить очень долго. Прекрасные свойства поддающегося обработке дерева, а также прочность готового изделия, были замечены древними мастерами, после чего начали создаваться образы Святых на небольших деревянных досках, которые со временем стали именоваться иконами. Где и когда появилась первая икона доподлинно неизвестно, но если верить христианским поверьям и летописям, первую икону создал иконописец и евангелист Лука, когда на доске от стола, за которым в библейские времена трапезничал Господь, мастер изобразил образ Пресвятой Богородицы.

Старинная икона на резиНа русской земле первые резные иконы из дерева появились в XI веке от Рождества Христова, причем традиция изображать образы православных Святых на дереве, пришла из Византийской империи, где согласно летописям, первые резные иконы датируются первым веком от Рождества Христова. В то далекое время в России, с ее умельцами и огромными запасами древесины, традиция создания деревянных икон не только прижилась, но и получила стремительное развитие. Деревянные иконы пользовались большим спросом у жителей того времени, причем он (спрос) превышал предложения, так как иконы в сравнительно недавно Крещенной князем Владимиром Руси, стали предметами настоящего культа. Резная икона становилась все более популярной, на русской земле начали, появляется сделанные из дерева кресты, иконы складни, именные образы, емкости для хранения частиц нетленных мощей святых и праведников, и многое другое. Для их изготовления, русские мастера использовали только пригодные для резца породы деревьев, растущих на территории России. В некоторых пышных и праздничных случаях, для изготовления именных и нательных образов, а также других заказных изделий, использовался привезенный из-за границы дорогой и редкий в то время древесный материал - кипарис, можжевельник, тис и груша. Но, изделия из дерева, а особенно иконы и кресты, были очень дорогими, так как тогда на Руси было малое количество искусных иконописцев, соответственно редкость и дороговизна настоящих писаных икон была закономерна.

Русские традиции резной иконы на дереве.

Русские рельефные иконы из дерева отличались особенной красотой, так как их расписывали красками на основе природных пигментов, проводили обработку огнем, дабы предупредить гниение и порчу, отделывали драгоценными металлами, камнями, чеканкой и тканью. Для защиты от влаги, плесени и насекомых, иконы обрабатывали лаком, смазывали очищенными маслами и пчелиным воском. В качестве образцов, русскими мастерами широко использовались зарисовки из русских и иностранных Священных Писаний, а также других книг, кроме этого, активно использовались прориси икон и оригинальные писаные духовные образы. В конце XVI и начале XVII веков, наблюдался расцвет русского резного искусства по дереву. В это время создавались невероятно красивые образы, которые по достоинству были оценены не только в России, но и за рубежом. Однако было и такое время, когда в резной иконе видели намеки на язычество и ересь католицизма, которая именовалась в России - латинянством. Не щадили русское резное искусство ни разрушительные войны, ни городские пожары, ни восстания, ни природные катаклизмы.

Реформа патриарха Никона.

Никон, уничтожающий резные иконыОдин из самых серьезных ударов по русскому искусству резьбы по дереву, был нанесен в середине XVII века реформой патриарха Никона, согласно которой, под страхом смерти запрещалось изготавливать и держать в храмах, а также в своих домах объемные иконы и скульптуры. За десять лет, в период с 1650 года по 1660 год, в центральной России было уничтожено огромное количество икон, которые рубили топорами, а потом сжигали на кострах с соблюдением определенных обрядов. Сохранилась только малая часть русского резного искусства, да и то в далекой Сибири, на Севере, Урале и в Приморье, где люди мало знали о происходящем в России, ревностно хранили свои традиции, к тому же, мастера этих земель продолжали работать и обучали своих учеников. Удаленность выше упомянутых земель и многонациональность народов, сыграли свою положительную роль. Новообращенным местным христианам и переселенцам, были известны деревянные идолы местного населения, которых они почитали как богов, поэтому бывали случаи, когда члены местных общин принимали святое крещение от священников миссионеров вместе со своими идолами. В эти смутные времена никоновской реформы, многие русские мастера спасались от преследования среди жителей местных племен Севера и Сибири, в иноческих обителях этих земель, где создавали иконы, иконостасы и киоты. Некоторые принимали постриг, много работали и обучали своих братьев непростому резному мастерству. Таким образом, начали появляться непривычные для русского человека деревянные статуэтки Господа, Матери Божией и многих других Святых, у которых были узкие глаза и охотничья одежда. В то же время, дабы удержать в своем приходе паству из бывших язычников, местные священники и миссионеры, закрывали глаза на такие диковинные образы, помещали их в своих православных храмах, а во время редких проверок, прятали их, дабы не быть уличенными в ереси и избежать наказания. Таким образом, побеги русского резного искусства дали начало новым тенденциям в изготовлении деревянной церковной утвари и икон, а также, стали толчком для новой генерации самобытных резчиков по дереву. Свидетельством этому служит огромное количество различных работ древних русских мастеров, которые хранятся в крупных храмах России, а также во многих музеях, в Московском Кремле, в Эрмитаже и Третьяковской галереи. Великолепные образцы коллекции культовой резьбы и изделий из дерева, датированных периодами XIII - XIX веков, выставляются в музеях различных городов по всей Великой России.

От революции до наших дней

В начале XX века, а точнее в 1917 году, в России произошло одно из самых трагических событий во всей ее долгой истории. Незаконным способом к власти пришли большевики, безбожники и убийцы. Это были трудные времена для русской православной церкви и для всего искусства резьбы по дереву. Но, несмотря на все трудности и притеснения, оно выжило, и в данное время переживает свой новый расцвет. Трудности есть и сейчас, ведь в некогда стяжавшей славу своими богатыми лесами России, сейчас достать для резьбы необходимую по всем параметрам доску, бывает очень сложно.

Современная резная иконаНемного и квалифицированных мастеров резьбы по дереву, которые могут вручную изготовить уникальную икону. Нет также специалистов, которые могут сделать качественный инструмент резчику, то есть, цепочка трудностей длинная. Однако, при всех проблемах и сложностях, все же есть еще настоящие мастера и художники, которые являются искренне верующими христианами, поэтому возрождают древнее искусство резьбы по дереву. Они живут и работают по всей России, многие трудятся при монастырях и в городских мастерских, некоторые создают уникальные иконы в своем доме. Как бы там ни было, сколько бы трудностей не предстояло преодолеть настоящим мастерам, благодаря этим людям, сегодня во многих уголках нашей Великой Родины, можно найти уникальные иконы из дерева, насладиться их красотой и помолиться пред ними.

Посмотреть каталог современных резных икон.

Иконы на рези