Оформление рукописных икон

Главикона.ру +----
01.05.2019

При покупке рукописной иконы, изготавливаемой на заказ в нашем интернет-магазине икон, возможно учесть разные пожелания заказчика к ее оформлению. Существуют основные художественные, сюжетные и декоративные элементы, которые можно применять при изготовлении иконы и которые могут сделать ее более изысканной.

В помощь, нашим будущим и уже постоянным покупателям, мы приведем эти основные элементы оформления иконы. Это Вам поможет быстрее и более четко определиться с выбором иконы.

Про техникам и стилям иконописи мы уже рассказывали здесь.

Масштаб изображения фигуры святого (фигур святых).

Этот масштаб определяет то, как изображается святой (святые). Иконы бывают: ростовые, тронные, поясные, огрудные, оплечные, оглавные.

Для определенных святых способ их изображения сложился и уже является традицией, Например, Петра и Февронию делают ростовыми, Иоанн Богослов изображается восседающим на троне.

оглавная икона спасителя оплечная икона спасителя поясная икона спасителя ростовая икона тронная икона
Оглавная Оплечная Поясная Ростовая Тронная

Форма иконной доски.

Наиболее часто используемой формой доски является прямоугольная. Так же могут использоваться арочные и другие виды. Чаще всего такие сложные формы досок делаются для икон в храмы.

Соотношение высоты и длины иконы также важно, чаще всего пропорции подбираются от способа изображения образа или сюжета. Так для ростовых икон используются иконы где высота почти в 2 раза больше длины.

икона на прямоугольной доске икона на арочной доске купольная форма иконной доски сложная форма доски для иконы широкая иконная доска
Прямоугольная форма иконной доски Арочная форма иконной доски Купольная форма иконной доски Сложная форма иконной доски Сюжетная икона: ширина (длина) доски больше высоты

Ковчег.

Ковчег - это углубление на лицевой стороне иконы, образующее плоскую поверхность. В древности ковчег выполнял функциональную часть при покрытии иконной доски левкасом. Также в художественном отношении ковчег создает эффект окна из другого мира.

В настоящее время иконы делаются как с ковчегом так и без. При этом, бывают варианты, когда лузга (кромка отделяющая поверхность доски от поверхности ковчега покрывается золотом.

икона с ковчегом икона с арочным ковчегом икона с ковчегом золочение лузги
Икона с прямоугольным ковчегом Икона с арочным ковчегом Икона с ковчегом и золоченой лузгой

Резьба по левкасу.

Особый вид резьбы, выполняемый по левкасу (многослойного грунта, наносимого на доску, перед написанием изображения иконы). Такая резьба создает объемный рельеф.

икона Богородмцы с резьбой икона богородицы с резьбой по левкасу икона Казанской с рельбой икона с резьбой в процессе изготовленяикона с резьбой по левкасу на полях
Резьба по левкасу и роспись под эмаль Резьба по левкасу (на полях) и роспись под эмаль Резьба по левкасу на полях и нимбе Резьба по левкасу на полях и нимбе (слева - вид доски до написания образа).

Золочение.

Для золочения используется сусальное золото - очень тоненькие листочки золота, нанесенные на бумажные листы. В ходе золочения это золото переноситься с помощью специальной технологии на поверхность.

Покрытие золотом иконы может быть в разных видах: полное золочение (как фон так и рамки), золочение фона, золочение нимба, золочение отдельных деталей: одежды, элементов пейзажа (рисунка) фона, полей.

Одно и тоже золото может выглядеть по разному. Так блестящий эффект создается полировкой золота, а также глянцевыми лаками. Что бы снизить эффект блеска применяется матовый лак. Для придания золоту более желтого цвета наносится несколько слоев лака. Также на цвет золота влияет специальное основание на которое оно накладывается.

Золоту так же можно придать эффект зеркала (сильное отражение), для этого его полируют специальным образом.

Для декоративного оформления золотых поверхностей применяют чернение по золоту.

полностью золотой фон иконы золочение полей на иконе золочение арки на иконе золочение нимбов и лузги на иконе золочение иконы и одежд святого полное золочени иконы чернение по золоту зеркальное золочение
Полностью золотой фон, матовый цвет золота Золочение полей и арки Золочение внешней стороны арки иконы Золочение нимба и лузги Полное фона и некоторых деталей одежды с чернением по золоту полное золочение фона и некоторых деталей одежды с чернением по золоту Золочение на мордан с полировкой (зеркальный эффект).

Сюжет фона иконы.

Самый простой фон - простая поземь (символизирующий землю). В некоторых случаях образ святого оформляют "стоящим" на облаке на фоне небес. В некоторых случаях сюжет фона может представлять собой пейзаж. Элементы пейзажа (горы, реки, храмы и т.д.) связаны с житием святого. Так Ксению Петербургскую изображают на фоне храмов Санкт-Петербурга.

Декоративное оформление одежд святого.

Может быть от простого до сложного - т.е. с "отрисовкой" богатых деталей одежды. Красивые одежды часто можно увидеть на иконах святых князей (княжен), царей (цариц).

Дополнительные образы на иконе.

Помимо основного образа в сюжете, на иконе можно изображать другие образы различных святых и сил небесных: предстоящие, десница, ангелочки, Спаситель (Спас Нерукотворный), Богородицы, Ангел Хранитель и другие.

Обрамление икон.

На уже готовую икону надевают с лицевой стороны оклад (ризу), чаще всего сделанную из серебра. Оклады могут быть с рельефным рисунком и драгоценными камнями.

Киот для иконы - специальный короб на икону, который не только защищает ее от вредных действий окружающей среды, но и приносит дополнительное декоративное оформление.

вид иконы с киотомвид иконы без киота киот-подставка для иконы сложный киот для иконы
Вид иконы в киоте и без него Киот-подставка Сложный резной киот

При заказе иконы мы всегда готовы учесть ваши пожелания, в том числе относительно вышеперечисленных вариантов оформления.

Оформление рукописных икон - виды
Похожие статьи